В настоящее время очень остро стоит вопрос подготовки молодых учительских кадров.
Качество образования зависит от компетентности учителя, а профессионализм приходит с опытом.
Начинающий педагог с первого дня работы выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и опытный учитель, а ученики и родители не делают скидки на неопытность.
И, в основном, знания, полученные студентом в Вузе недостаточны для полноценного выполнения профессиональных обязанностей.
Много лет практикуем урок в паре: наставник – стажер. Это дает хороший результат. В паре планируется и ведется урок. Затем анализируется.
И здесь очень важна роль наставничества в повышении компетентности молодых педагогов, как фактора в улучшении качества образования, особенно в условиях введения ФГОС второго поколения.
Много лет практикуем урок в паре: наставник – стажер. Это дает хороший результат.
Работу с молодыми педагогами строим в 3 этапа: 1й этап – адаптационный, на котором определяется круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, выявляются пробелы в его умениях и навыках через анкетирование и тестирование, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной проектировочный. Здесь осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
3-й этап – контрольно-оценочный, где проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога.
Мы на МО, в межсекционном периоде обучаем молодого специалиста составлению КТП, отвечаем за освоение молодым учителем педагогических технологий, вовлекаем его в работу теоретических семинаров, педсоветов, конференций, оказываем помощь в прохождении аттестации и получении квалификационной категории
Предпочтение отдаем построению этапов урока, плотности, игровым моментам, которые вызывают наибольшие затруднения. Немаловажное значение имел и вопрос вооружения молодого специалиста знаниями в области нормативно-правовой базы, методики преподавания, которые необходимы учителю на первом году работы. При обучении молодых специалистов применялись активные методы работы: анализ готовых конспектов уроков, анализ и самоанализ посещенных уроков, просмотр видеофильмов отснятых уроков. Привлекаем на консультации учителя информатики по использованию ИКТ.
В первой четверти мы проводим «Неделю открытых уроков ветеранов труда», а в третьей - Декаду успехов молодого специалиста.
Хорошей практикой для молодых педагогов являются методические недели и декады. Открытые уроки, конкурсы, мастер-классы, круглые столы, моделированные уроки, фестивали педагогических идей, теоретические и практические семинары пополняют педагогический багаж молодого учителя.
Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Поэтому очень важным является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одну из основных условий становления молодого педагога. Для этого мы организовали двемикрогруппы молодых учителей, а консультанты-наставники - опытные учителя. Мы считаем,что самое важное здесь -это создать микроклимат доверия. У нас это получилось. Молодые учителя постоянно идут с вопросами к нам, друг другу в микрогруппах. Во время адаптации стажеры в основном соглашаются с наставником, но на основном этапе они уже отстаивают свой прием, форму работы, план урока. И есть результаты.
С целью оказания методической помощи наставники дают для молодых учителей открытые уроки в своих классах, в их классах, посещают уроки молодых педагогов с целью оказания методической помощи. И еще мы практикуем уроки в парах, когда опытный учитель, вместе с молодым специалистом, проводит занятие в его классе, заранее вдвоем прорабатывая конспект урока.
Практикуем мы проведение моделированных уроков для молодых, когда педагог дает урок, где в роли учеников его коллеги. Например, по темам, «Анализ задачи», «Работа над ошибками», «Урок-исследование. Такие уроки помогают оттачивать методику преподавания.
Ежемесячно наставники учителя проводят консультации для молодых по трудным разделам программы. Например, анализ и оформление составной задачи, отработка вычислительных навыков, работа над орфографической зоркостью, структурой урока, подготовка к всероссийским и региональным проверочным работам.
Очень эффективны памятки «Советы молодому педагогу».